Соловецкие острова - Карелия
Сегодня наш специальный празднично-майский выпуск посвящён двойному приключению. Сначала три дня на Соловках, а потом неделю на реках в Карелии провёл наш технический директор Василий Сухоруков. И вот настал момент истины, когда мы всё узнаем из первых уст.
- Василий, каким ветром тебя занесло на Соловецкие острова?
- Мне было тогда семь лет, я занимался в туристическом клубе «Сталкер». Всю зиму и весну я посещал занятия, морально и физически готовился к путешествию, помогал клеить лодки. В июле 2013 года настал час «Икс». Я с мамой сел на поезд и доехал до Беломорска, это небольшой портовый город на Белом море. Мы сутки ждали подхода основной группы, а потом в пять утра все вместе сели на паром и направились в сторону Соловков. Это архипелаг в Белом море. Точнее, мы направились в сторону Большого Соловецкого острова, он самый крупный из сотни островов и островков.
- Ты помнишь свои впечатления от парома?
- Они, если честно, были не особо приятными, меня за четыре часа пути укачало. Мы попали в шторм, нас бросало по волнам из стороны в сторону.
- Какими ты увидел Соловки?
- Я увидел с моря большую крепость из серо-коричневого кирпича. Она выглядела внушительно. Потом мы подошли к причалу, тут же неподалёку, сошли на берег. Отошли немного от монастырских стен и расположились лагерем.

- Можно ли было попасть на остров другим путём?
- Мы поставили наши палатки совсем рядом с оградой, за которой находилась взлётно-посадочная полоса. Мы думали, что она не используется, и были очень удивлены, когда буквально в десяти метрах над нашими головами пошёл на посадку маленький самолётик, двухместный. Такой способ попасть на остров тоже есть. Но нашей группе он не подходил, нас было гораздо больше. И кроме того, на самолёте получилось бы гораздо дороже.
- Вас повели на экскурсию в монастырь?
- Да, и это было интересно. Соловецкий монастырь - это очень большая, мощная крепость. Я узнал, что она выдержала большие испытания во время Крымской войны в 1854 году, когда её атаковали два английских военных корабля. За один день они выпустили по монастырю почти две тысячи ядер. Следы от них сохранились до сих пор.

- На острове есть постоянное население, кроме монахов?
- Да, поблизости от монастыря есть посёлок. Что меня поразило – на острове нет почти ни одного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, они не приветствуются. Это чтобы не загрязнять воздух. Можно передвигаться только пешком, на лошадях и на велосипедах.

- На велосипедах?
- Вот именно! Мы взяли их на прокат и поехали по острову. Мы проехали около 15 километров по пересечённой местности.
- Там вообще есть дороги?
- Не очень хорошие, но местами есть. Кое-где мы встречали грунтовые и даже бетонные.
- Какая природа на острове?
- Очень необычная. Пока я ехал на велосипеде, в течение полутора часов я преодолел целых три природные зоны.
- Потрясающе! Как такое возможно?
- Сначала, на южной оконечности острова, я ехал по сосновому лесу. Потом, в центральной части он перешёл в тайгу, там растут в основном ели. Тайга постепенно становится всё более редкой, переходит в лесотундру. И на северной окраине уже почти настоящая тундра, с мхами и лишайниками.



- Фантастика!
- Но самое фантастическое было то, что нам удалось искупаться в местном озере.
- Быть не может! Купание в полярных широтах?!
- Невероятно, но факт! Стояли очень тёплые, солнечные дни. Конечно, на морском побережье продувал сильный холодный ветер, но в середине острова значительно теплее. И мы действительно искупались. Дно, правда, было каменистым, там нужно очень осторожно ступать.
- Не думаю, что такое удастся кому-нибудь повторить.
- Кто знает? Может быть, и удастся. Всё зависит от погоды.
- Это было замечательное приключение. Но вы решили на этом не останавливаться и вернулись в Карелию?
- Мы вернулись всей группой в Беломорск и отправились к лесной реке. Не помню её название. Там мы спустили на воду несколько байдарок, «щук» и один каяк. Интересно, что проплыв всего метров пять, мы сразу уткнулись в камни. Пришлось вылезать и снимать лодку с камней.

- Что такое «щука»?
- Это надувная лодка.
- Ты был на «щуке»?
- Нет, я сидел в носовой части байдарки. Сзади сидел на руле наш самый главный инструктор Михаил Макарович, а я впереди отвечал за скорость.
- И все эти две недели ты провёл с веслом в руках?
- Да, я всё время грёб, если не считать время отдыха. Только на порогах я «сушил вёсла».
- На порогах было страшно?
- Нет, нисколько. Во-первых, пороги встречались редко. А во-вторых, они были небольшие и нестрашные, без перепада высот. Всё равно как камни, брошенные посреди реки.

- Реки Карелии отличаются чем-то от наших, в средней полосе России?
- Конечно, они неширокие и с лесистыми берегами, ведь там таёжные леса. Меня больше всего поразила река Шуя, которая может попеременно течь то в одну сторону, то в другую.
- Это как?
- Она соединяет два озера. В зависимости от уровня воды в озёрах река изменяет своё направление.
- Должно быть, в карельских реках много рыбы?
- Да, очень много. Я сам не ловил, врать не буду, но у нас в группе был один человек, который мог всю ночь напролёт просидеть с удочкой. И у нас на обед почти всегда была свежая рыба.
- Как вы избавлялись от бытового мусора? Тащили его с собой или бросали?
- Наш главный инструктор Михаил Макарович учил нас, что мусор нужно сортировать и потом сжигать на костре, если это бумага, коптить на костре и закапывать на глубину не менее метра, если это жестяная консервная банка, или уносить с собой, но ни в коем случае не бросать просто в лесу, не устраивать помойку.
- Какие чувства ты испытываешь, когда ночуешь в тайге? Мешают спать крики сов, звуки диких животных?
- Признаться, я так уставал за день, что не слышал никаких звуков, никаких криков. Отрубался сразу.
- Где вы останавливались на ночлег?
- Мы ставили палатки в лесу. Один раз мы пересекали большое озеро. Посреди озера было несколько островов, и мы на одном из них расположились лагерем.



- Были ли какие-то опасности в вашем речном путешествии?
- Никаких опасностей. Байдарка не переворачивалась, ни диких животных, ни людей мы за неделю не встретили в лесу ни разу. Единственное происшествие – это когда одной участнице похода острый сучок впился в ладонь. Но всё закончилось хорошо.
- Последний вопрос: ты хотел бы ещё раз отправиться в сплав по карельским рекам?
- Ещё спрашиваешь! Если позовут, не буду раздумывать ни минуты.
- Большое спасибо за беседу!
Интервью взял Д.Сухоруков
Больше фото у в нашей группе в ВК!